Поиск

Новости

Как завести автомобиль зимой при сильном морозе

С наступлением зимы возникает вопрос: как завести автомобиль после ночи простоя на морозе?

подробнее

11.07.2014

Как снизить расход топлива автомобиля

Цены на бензин и другие виды топлива постоянно повышаются и это связано с разными причинами политического и экономического характера

подробнее

05.06.2014

Присадки к бензину

Как присадки к бензину заставляют ваш двигатель работать лучше

подробнее

14.05.2014

Новая линейка чистящих присадок

Вышла серия чистящих присадок для дизельных моторов

подробнее

07.06.2013

Новые сертификаты

Появились новые сертификаты на моторные и трансмис-
сионные масла

подробнее

16.05.2013

Новый дизайн линейки автохимии

С этого года Marly обновила дизайн линейки автохимии.

подробнее

13.02.2013

С Новым 2013 годом!

Уважаемые Клиенты и Партнеры! С наступающим Новым годом и Рождеством!

подробнее

29.12.2012

Архив новостей

В дебрях трибологии
«5 колесо» N1-2 февраль 2002 г., публикуется с сокращениями

Сразу скажем, что задачи определения лучших и худших мы перед собой не ставили: учесть все нюансы работы смазочных композиций в автомобильных двигателях по силам (материально и инструментально) разве что транснациональным нефтяным компаниям-миллиардерам. Но они (по крайней мере, на словах) интересующей нас сейчас тематики чураются, что, кстати, не мешает им добавлять в свои продукты модификаторы трения. Компании помельче «колдуют» и с молибденом, и с графитом, и с металлами.

Результаты нашего теста не претендуют на истину в последней инстанции. Они лишь свидетельствуют о том, что при испытаниях по принятой нами методике, успешно применяемой на практике, но не утвержденной ГОСТом, конкретные продукты в конкретной паре трения повели себя тем или иным образом. Почему был получен тот или иной результат, ущербность метода тому причиной или достоинства/недостатки продукта, судить предстоит ученым и разработчикам. Очень надеемся, что наша публикация не останется без внимания специалистов.

Теория

Полученные результаты можно трактовать по-разному (для удобства читателей коды образцов в отчете, таблицах и на графиках заменены на названия продуктов). Конечно же, наибольший интерес представляет износ. Чугунный ролик в наших опытах «олицетворяет» стенку цилиндра, что справедливо только для тех автомобилей, в которых эта базовая деталь сработанна из данного традиционного материала. Пока таких машин ;— большинство. Темпы износа цилиндра определяют пробег мотора до капитального ремонта. Здесь все ясно и однозначно.

А вот износ хрома может быть и благом. По крайней мере, в «обкаточных» материалах. К таким, если верить аннотациям, можно отнести Lubrifilm Diamond (заявленный, как «прикаточный»), а также ER и «Феном», у которых ускорение приработки новых и «откапиталенных» двигателей — одна из функций.

Сгладить неровности, оставшиеся после машинной обработки деталей, придать им правильную геометрическую форму, быстро довести мотор до наивысших кондиций помогает износ. Прежде всего — износ хромированных поршневых колец. Другое дело, что в «кондициях» нужно удержаться как можно дольше.

Внутреннее трение само по себе влияет на расход топлива. Серьезной экономии здесь не получить, поскольку экономичность определяют не только механические потери в двигателе, но и тепловые с насосными, а также потери в трансмиссии, сопротивление качению колес, аэродинамическое сопротивление кузова и шасси, силы инерции (читай — масса автомобиля). Так что 2-4% экономии — приличный результат, 6% — очень приличный. Большего легче всего достичь заменой... автомобиля.

Износостойкость и триботехнические характеристики пары трения «серый чугун-хром гальванический» (Нм=1100 кгс/мм2) по результатам испытания на машине трения ИИ-5018 при использовании смазочных композиций с различными присадками.

Характеристики Shell X100(база) Shell Helix Ultra(эталов) Shell X100 +5% BBF «Унимет»** Shell X100 +2.5% «СУРМ» Shell X100 +0.5% «Хадо» Shell X100 +8% Autoplus Shell X100 +4% BBF «Унипак» Shell X100 +5% E3000
Приработочный износ хромиров образца, DVпр, 10-3мм3 10 8,75 5,5 8,9 7,95 5,4 5,3 8,1
Продолжит приработки, tпр, час 2 1 1 1 1 1 1 1
Средняя скорость изнашивания хром образца, u, 10-3мм3 5,1 3 7 3,8 5,8 1,26 2,8 7
Износ суммарный хром образца за 5ч, DVa, 10-3мм3 30,5 20,8 33,3 24,15 35,1 10,45 16,6 36,25
Износ ролика из СЧ за 5ч, DGсч, мг 8,85 11,7 9,04 15,55 5,78 3,62 5,3 15,69
Лакоотложение на роликах из СЧ за 5/10ч, DGл, мг 6,45/- 9,5/- 1,79/- 13/- -/8,08 -/7,16 0,45/- -/5,48
Температура хром образца при макс нагрузке в период приработки/в конце испытаний, t°C 220/200 210/198 200/202 218/210 226,5/194,5 163,5/118,5 197/215 195/218,5


Характеристики Shell X100 +4% Lubrifilm Diamond Shell X100 +25% XER2**(STP) Shell X100 +9% Xeramic PM Shell X100 +10% ABRO** Shell X100 +5% Mannol** Shell X100 +10% PBX2**(K&W) Shell X100 +5% ER Shell X100 +3% «Феном»
Приработочный износ хромиров образца, DVпр, 10-3мм3 17,2 5 9,75 6,33 4,25 7 25 34
Продолжит приработки, tпр, час 2 1 1 1 1 1 1 1
Средняя скорость изнашивания хром образца, u, 10-3мм3 5,9 1,65 11,69 6,37 7,18 4,08 9,4 13
Износ суммарный хром образца за 5ч, DVa, 10-3мм3 34,8 11,6 56,5 31,8 33 23,3 62,5 86
Износ ролика из СЧ за 5ч, DGсч, мг 3,8 3,2 4,55 61,35 63,45 15,55 10,25 9,54
Лакоотложение на роликах из СЧ за 5/10ч, DGл, мг -/7 1,75/- -/7,41 58,05/- 56,47/- 13/- -/9,55 -/4,84
Температура хром образца при макс нагрузке в период приработки/в конце испытаний, t°C 215,5/2,2 100/117 239/233 219/190 230/218 223/180 195/163,5 222,5/216,5

** Данные по результатам одного испытания

Трение и износ, оказывается, — вовсе не «братья», как считалось ранее. Подтверждение тому — противозадирные присадки, хорошо известные в технике. Они химически «разрыхляют» наружный слой металла, исключая сваривание микронеровностей трущихся поверхностей. Трение, конечно, уменьшается, но и поверхность металла слой за слоем преобразуется и мягко стачивается. Подобный результат в наших опытах показали «кондиционеры металла». Феноменальные показатели снижения трения соседствуют у них с серьезным износом как хрома, так и чугуна. Такое «поведение» приветствуется при обработке металлов резанием (кстати, в описаниях продуктов говорится о возможности использования кондиционеров в качестве смазывающе-охлаждающей жидкости при металлообработке), а вот насколько оно полезно после обкатки, судить сложно.

То, что изменения структуры хрома имеют место, видно по макрофотографиям образцов. Сеть микротрещин делает поверхность металла пористой, а таковая, как известно, впитывает и удерживает масло, как губка. Вероятность разрушительного (особенно при холодном пуске) масляного голодания уменьшается, но цена, которую за это приходится платить в данном случае, похоже, слишком высока. Ни в коем случае не ставя под сомнение результаты многочисленных тестов кондиционеров металла, полагаем, что вопрос работы пары «хром-чугун» требует дальнейшего изучения.

Загустители масла мы привлекли к нашим испытаниям откровенно зря. Рассчитывать на какие бы то ни было улучшения триботехнических характеристик «убитого» двигателя — наивно. Применение таких продуктов оправдано лишь тогда, когда зазоры в цилиндрах достигают критических значений (по российским меркам — толщины пальца). Поездить месячишко-другой, Не заливая по банке масла каждые десять километров, загустители помогут. Большее — не их удел. А двигатель Все равно придется ремонтировать.

Повышенным трением может характеризоваться и созидательная работа. Исследования фирмы «ВМПАВТО» показывают, что зачастую нанесение защитного сервовитного слоя, будь то металлоплакирующий состав или геомодификатор, требует затрат энергии. На определенных этапах жизненного цикла смазочной композиции увеличение трения указывает на уменьшение износа.

К сожалению, в наших опытах существенного положительного эффекта от геомодификаторов Получено не было. Многие разработчики подобных продуктов рекомендуют производить обработку под присмотром специалистов. Трибологи сходятся во мнении, что у металлсодержащих и минеральных составов большое будущее. Если вы разделяете их уверенность, не экпериментируйте сами, а обращайтесь к тем, кто занимается этим делом профессионально. Во-первых, они подберут метод лечения, требующийся конкретно для вашего автомобиля. Во-вторых, в случае их неудачи, есть шанс компенсировать ущерб. При самостоятельной же обработке доказать что-либо будет достаточно сложно: экспертов, знающих тему, в России (да и в мире) раз-два и обчелся. Касается это замечание всех без исключения добавок, присадок, да и масел тоже.

Приятно поразили две антифрикционные и противоизносные присадки — Autoplus и STP, показавшие результаты выше заявленных в аннотациях. Более того, смазочные композиции с двумя этими продуктами в паре трения «чугун-хром» повели себя лучше, чем синтетическое (базовое в опытах — минеральное) масло. Будь нашей задачей выявления победителя, пальму первенства мы бы отдали препарату Autoplus: добавлять в масло его надо из расчета не 25%, как STP, а всего восемь. Неизвестно, как повлияет избыток «побочного» продукта на другие свойства масла. Впрочем, за пределами наших испытаний в «ВМПАВТО» осталось и поведение смазочных композиций в других парах трения.

По стандарту

А как поведут себя те же смазочные композиции, если испытывать их по ГОСТу? Санкт-Петербургским центром сертификации нефтепродуктов предоставленные нами безымянные образцы были отправлены в аккредитованную испытательную лабораторию Петербургской топливной компании. Результаты (см. таблицу), полученные на четырехшариковой машине трения, практически полностью не совпали с полученными в «ВМПАВТО». Не будем забывать, что шарики — стальные.

Продукт Опорная кривая Пятно износа хромированного образца (увеличение в 5 раз) Средняя площадь пятна износа, мм2 Общая характеристика
Energy Release 6,55 Приличный профиль опорной рабочей поверхности. Доказано: подходит в качестве обкаточной присадки и СОЖ. Существенно снижает трение. Остальное нуждается в дополнительных исследованиях.
«Феном» 9,47 Близок к своему американскому собрату ER, в чем-то ему уступая, в чем-то превосходя.
E 3000 Moteur 7,53 Переносит износ трущихся поверхностей на макро уровень. Метод энергетических потоков не дал положительных результатов, четырехшариковая машина трения — дала.
BBF «Унимет» 6,89 Хорошая профилограмма. В остальном — не лидер, но и не аутсайдер.
PM Xeramic 8,34 Выявить серьезные достоинства препарата по использованной методике не удалось. Зная о большом количестве положительных отзывов о продукте, надеемся на разьяснения специалистов.
AutoPlus PN 2025 4,68 Судя по результатам двух тестов, отлично работает в паре трения «хром-чугун» и не ухудшает смазывающей способности масла в паре «сталь-сталь». Опорная поверхность почти идеальная.
«Хадо» 6,89 За геомодификаторами, говорят, будующее. Наш тест показал и достоинства, и недостатки продукта. Может быть, кто-нибудь присоветует другую методику испытаний?
K&W Super Turbo Oil Treatment with PBX2 5,84 Производители чудес не сулили. Продукт повел себя лучше обещаний. Чего еще ждать от «загустителя»?
Mannol Motor Doctor 6,93 Комменировать особенности снятого с производства продукта смысла не имеет.
ABRO Premium Oil Treatment 6,71 Уменьшение трения и износа при запуске, как и остальные достоинства, заявленные в анотации, не пустое обещание, т.к. достигаются за счет повышения вязкости. Изменение параметров - в пределах погрешностей измерения.
Lubrifilm Diamond Motor Run-In 6,55 Нормальный обкаточный материал. Но не забудьте вовремя сменить масло: приработка не может длиться вечно. Со временем она переходит в износ.
«СУРМ» 5,54 Выявить обещанные производителем улучшения не удалось. Возможно, нужна другая методика испытаний. Ждем-с.
BBF «Униплак» 5,29 Неплохая профилограмма, хорошая опорная поверхность, да и другие показатели достаточно интересны.
STP Engine Treatment with XEP2 4,62 Отличные профиль и опорная поверхность. С трением и износом продукт справляется лучше синтетического масла, вот только по необходимому количеству его чуть ли не заменяет.
Shell Helix Ultra 5,85 В том, что «синтетика» лучше «минералки», мы еще раз убедились. Как, и в том, что по отдельнымпараметрам смазочная композиция может ее превосходить.
Shell X100 6,64 «Минералку» можно облагородить. Но не ухудшаются ли при этом не проверенные нами свойства масла, честно говоря не знаем.


Наши абсолютные лидеры — STP и Autoplus себя абсолютно никак не проявили. Пятно износа такое же, как у базового масла, получилось также у Lubrifilm Daimond.

В сравнении с «базой» улучшились показатели (в порядке убывания) у «СУРМа», Е-3000 и PRX2, ER, ABRO, «Фенома»; ухудшились — у BBF «Униплак», Xeramik PM и особенно (вдвое!) у «Хадо». Возможно, обработка трущихся поверхностей этим составом требует другой технологии, недостижимой в лабораторных условиях.

О присадке от Mannol особый разговор. Как нам сообщили в московском представительстве компании SCT в момент, когда материал еще только готовился к печати, протестированный нами продукт уже снят с производства. Так что рассуждать о его достоинствах и недостатках — пустая трата времени. О том, какие препараты автохимии придут ему на смену, может быть, расскажем отдельно. И, по возможности, протестируем.

Выводы

«Сколько людей — столько мнений»,- говорят англичане. Перефразируем: «Сколько методик — столько и результатов». Публикуемые нами данные — всего лишь почва для размышлений и научных гипотез. На поставленные в прошлой публикации вопросы мы, в принципе, ответили. На главный же, подразумеваемый, — что лить? — не смогли, и вряд ли сможем.

Как быть рядовому потребителю, решает он сам. Наш тест — лишь пища для размышлений. Не экономьте на масле, но и не забывайте о том, что за время до капитального ремонта стоимость залитой в вазовский мотор «очень фирменной» синтетики приблизится к стоимости нового агрегата. Добавлять присадки или нет? Однозначного ответа нет и, похоже, еще долго не будет.
О компании Marly | Где купить |  Вопросы/ответы Marly
Copyright 2010 © Marly